«For the Elves of the High Kindred had not yet forsaken Middle-earth, and they dwelt still at that time at the Grey Havens away to the west, and in other places within reach of the Shire. Three Elf-towers of immemorial age were still to be seen on the Tower Hills beyond the western marches»
J.R.R.Tolkien

О ролевых играх

Почему бунтует театр или о рассказ ролевых играх для непосвященных

«И можно жить с галлюциногенным кальмаром,
Можно быть в особой связи с овцой»
(с) Борис Гребенщиков

 

Итак, думаю, не будет большой ошибкой предположить, то, что если вы читаете эту статью, здесь, на этом сайте, значит Вам интересно (или потенциально интересно) явление ролевых игр. Возможно, Вы догадываетесь о том, что это такое, но желаете узнать немного больше и, возможно, даже поучаствовать? Или может быть Вы в ужасе набирали словосочетание «ролевые игры» в поисковик, пытаясь выяснить в какую именно секту попал ваш юный отпрыск, заявивший вчера, что он король Трандуил и бесцеремонно забравший Ваши любимые кухонные занавески и гладильную доску? Не имеет значения, данная статья, не претендуя ни на какую полноту, все же поможет Вам разобраться в том, что же такое ролевые игры.  

Для начала стоит отметить, что понятие «ролевая игра» встречается в психологии и может быть определено как игра учебного назначения, где участник принимает какую-то роль и действует в соответствии с этой ролью. Примерно с 70-х годов XX века ролевые игры стали использоваться в обучении иностранным языкам, и примерно в то же время – в практике психологии.

Но читатель, наверное, уже догадался, что речь сейчас несколько о другом. Оставим психологию психологам, а иностранные языки желающим их изучить и попытаемся дать представление о том, что же мы понимаем под ролевыми играми. И в первую очередь стоило бы дать общее представление именно о ролевых играх живого действия (англ. вариант Live Action Role-Playing Games).

Сразу же, стоило бы отметить, что часто люди, не имеющие целостного представления об обсуждаемом в этой статье явлении, путают ролевые игры живого действия с исторической реконструкцией. На самом деле, на практике это далеко не одно и то же. Одна из главных целей реконструкторов – достоверное воссоздание элементов материальной культуры (быта, ремесел, костюмов, военного дела и т.д.). той или иной исторической эпохи или даже конкретного узкого периода этой эпохи. Участники ролевых игр занимаются моделированием определенной ситуации в мире игры (совершенно не обязательно, хотя и возможно, что мир и окружение игры будут иметь непосредственное отношение к истории). Таким образом, реконструкция материальной культуры прошлого не является приоритетной целью ролевых игр, в отличие от реконструкции, хотя, конечно и в исторических играх она имеет определенный, подчас немалый вес и значение.

Основой для многих ролевых игр живого действия послужили книги Дж.Р.Р. Толкина, всемирно известного английского писателя, автора сказочной эпопеи «Властелин Колец». Такой стала, в частности, первая в России ролевая игра живого действия, которая состоялась в 1990 году на реке Мана в окрестностях Красноярска. Называлась она «Хоббитские игрища». В игре приняло участие около 130 человек.

В данном случае ролевая игра живого действия – это некий драматический процесс, подразумевающий действия участников в рамках определенного сюжета и ролей. Но ошибочно будет думать, что это – не более чем театральная постановка, где зрителями являются сами актёры. Помимо множества других отличий от спектакля, ролевая игра уникальна тем, что ее исход не известен заранее никому. Участники (игроки) могут свободно импровизировать в рамках установленных правил и сами определяют развитие событий и финал действа. Даже организаторы (которых обычно называют мастерами) – могут только предполагать, как пройдет и чем закончится их игра. Представьте себе актерскую труппу, участникам которой надоело десятки раз подряд разыгрывать ради публики заранее продуманное действо со строгим сценарием, заученными речами и единственным финалом и они решают отказаться от всего этого ради самих себя, представив себя и друг друга на месте персонажей, которых они играли, не ограничивая себя рамками сценария, предопределенности, строгой режиссуры. Теперь каждый актер труппы является полноценным участником процесса еще и как человек играющий, не только как актер, изображающий на лице заданную мимику и поступающий так, как запланировали сценарист с режиссером. Каждый человек задумывается о том, как бы он вел себя в какой-нибудь воображаемой ситуации. Что бы он делал, оказавшись на месте какого-нибудь другого человека. Может быть даже известной исторической личности. Ролевые игры предоставляют отличную возможность и моделируют условия для реализации этого непосредственно в окружающей нас физической действительности, а не только в воображении человека.

Конечно, полностью воссоздать реальность определенной ситуации настолько же невозможно, насколько и не нужно (Никто ведь, в самом деле не хочет пасть замертво в воображаемой осаде Монсегюра, или быть сожженным заживо на инквизиторском костре?), поэтому в ролевых играх живого действия существует ряд абстракций и условностей, которые обычно регулируются и устанавливаются правилами игры, что в свою очередь составлены ее организаторами. Например, мастерская группа может указать в игровых правилах, что любовные отношения между двумя субъектами могут быть отыграны путем «расчесывания» волос друг друга совершенно обычной расческой. То есть обычно существует некий вменяемый компромисс между желанием воссоздать что-то близкое к реальности и нежеланием испытывать некоторые пагубные и прямые последствия этого (никто не использует настоящее, заточенное оружие при отыгрыше битв, но однако же по голове можно получить и не заточенным (и сделанным из более мягкий материалов), если никак не озаботиться ее защитой). Тем не менее, при должном уровне подготовки все может выглядеть довольно приближенно (конечно, насколько это возможно) к реальности.

Ролевые игры живого действия могут проходить в помещении или на открытом воздухе, но в ограниченном пространстве – тогда их называют «кабинетками», могут – в городе, но, как правило, они проводятся на специально отведенной организаторами территории за городской чертой, которая у «ролевиков» называется «полигон».
Игры живого действия, обычно, самые масштабные как по количеству игроков, так и по «размаху»: занимаемому пространству, антуражу (соответствующие костюмы и реквизит, оружие, имитация поселений и т.д.) и времени проведения (от одного дня до нескольких суток). Существуют различные жанры игр живого действия: «исторические», «фэнтези», «мистерии», «саги», «кибер-панк», «модерн», «пост-модерн», «эпос» – вот некоторые из них.

Ролевая игра – понятие достаточно общее. Приблизительные аналогии с театром уместны, в основном, когда речь идет о вышеописанных играх живого действия. Но это – отнюдь не единственная их разновидность. Следует упомянуть о других видах, и вначале – о настольных ролевых играх.

Они самые «старые» по времени возникновения. Появились «настолки» на Западе. В 1967 году в США вышла игра «Chainmail» (название можно перевести как «Кольчуга»), а в 1974-м на ее основе была создана первая коммерческая настольная ролевая игра Dungeons & Dragons («Подземелья и Драконы», сокращенно – D&D или DnD). В настольных играх, как читатель уже, наверное, догадался - игровые условия не моделируются «физически», «отыгрыш» происходит в основном на словах. Однако же в таких играх часто наличествуют развитые системы правил, согласно которым происходят те или иные вещи (например, рассчитываются такие параметры как вес, переносимый персонажем, его физические данные, различные способности и условия их применения, правила боя и т.п.).

Существуют также компьютерные ролевые игры, где вся окружающая игроков обстановка моделируется компьютерной программой. Такие игры, в отличие от прочих, могут быть рассчитаны и на одного участника. В компьютерных играх есть сюжет, развитие которого, в определённой степени, зависит от решений игрока. Подвид компьютерных игр – многопользовательские ролевые онлайн-игры, получившие широкое распространение с развитием сети Интернет. В них, напротив, может принимать участие очень большое количество игроков, взаимодействующих друг с другом через Интернет в реальном времени.

Основу ролевой игры составляют описываемый мир, предлагаемый сюжет и отправная точка развития событий. В случае ролевой игры живого действия основу готовят организаторы (мастера) игры, в случае компьютерной – разработчики игры, настольной – набор правил и источников данной игры и разыгрываемой вселенной. В ролевых играх мир может быть любым: придуманным «с чистого листа» (фантазия организаторов), или основанным на каком-нибудь художественном произведении (книге, фильме). «Например, игроки решают поиграть в Древний Рим. Они распределяют между собой роли - патрициев и плебеев, воинов и рабов, жителей сопредельных стран... Масштаб может быть разным: где-то пытаются изобразить весь город, а то и несколько городов или даже целое Средиземноморье, где-то, скажем, гостей на пиру у патриция. На протяжении игры игроки будут пытаться жить, как жили, по их мнению, персонажи, говорить, как говорили бы они, и принимать решения в зависимости от целей своих персонажей»* .

В настоящее время на территории России проводятся десятки больших и малых ролевых игр. Насчитывается несколько десятков мастерских групп, придумывающих и проводящих ролевые игры различных жанров, таким образом, все, что требуется для участия – это желание, время и фантазия. Что касается затрат материальных, то пути два: учиться создавать элементы костюма и необходимый антураж самостоятельно, либо покупать у других. Конечно, второй вариант существенно более затратный в финансовом плане. Чаще всего приходится совмещать: что возможно - изготавливать самостоятельно, что нет – покупать у мастеров, коих находится обычно немало, особенно в крупных городах, где существуют даже специализированные магазины и лавки.
Таким образом, Ролевые игры являются прекрасным средством самовыражения и самопознания, замечательным и интересным досугом, а при высоком уровне подготовки и игры – довольно оригинальным видом искусства и творчества. Если мы смогли Вас в этом убедить и заинтересовать и Вы сгораете от нетерпения перейти к делу, мы искренне желаем Вам успехов в этом начинании. А вот занавески и гладильные доски следует использовать по их прямому назначению, «вооружившись» чем-нибудь более солидным.

Кира Егорова и Евгений Кудряшов

* http://www.rpg.ru/rpg/2403 «Ролевые игры живого действия».